МБОУ "Гимназия № 1"
г. Курчатова Курской области
  • НОУ "Мысль"

    Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МБОУ "Гимназия №1" г. Курчатова.

    Созданная в Гимназии программа "Одарённые дети" предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальных классов и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
    С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в нашей гимназии было создано научное общество учащихся (НОУ) "Мысль".

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

     Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

     Для этой цели в гимназии создано и работает научное общество учащихся “Мысль”.

     Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

    При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ “Мысль”.

    Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

    Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.

    Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.

    Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:

    - необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;

    - уровнем заданий районных и окружных предметных олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;

    - стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;

    - необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

    Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:

    1. Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.

    2. Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.

    3. Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить «первый опыт» подобной деятельности.

    В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах А.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.

    Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

    Цель деятельности НОУ - выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

    Задачи:

    1) расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

    2) выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

    3) активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

    4) совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;

    5) организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

    В основу деятельности НОУ положены следующие концептуальные позиции:

    - научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др);

    - способности – это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности;

    - одарённость – высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности;

    - талант – сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность;

    - развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн);

    - наследуются неспособности, а возможности их развития – задатки (Л.С. Выготский);

    - способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев);

    - основное разделение по способностям – это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типа (И.П. Павлов).

    Содержание и формы работы НОУ

    Основная форма работа НОУ ‑ это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

    Основу нормативно-организационной базы НОУ составляют [1]: Положение о НОУ, Устав НОУ, Тематическое планирование работы секций (предметных кружков) НОУ на учебный год.

    Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.

    Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)

    Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.

    Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

    Формами организации работы являются: работа кружков по направлениям; индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы; олимпиады по различным областям знаний; организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей; рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях; редактирование и издание ученических научных сборников.

    Планирование работы научного общества учащихся

    Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.

    План секции НОУ может включать следующие разделы:

    1) познавательно-коммуникативная работа;

    2) научно-исследовательская деятельность;

    3) творческая деятельность;

    4) воспитательская деятельность.

    Познавательно-коммуникативная работа. Для того чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.

    Научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это – задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем: посещение предприятий, научных учреждений; знакомство с людьми, прославившими науку в данной области знаний.

    Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

    Воспитательная деятельность. Главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определённых связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу её потребностей, знаний, убеждений и т.д.). При планировании воспитательной деятельности необходимо наметить мероприятия, направленные на воспитание: ответственности перед другими людьми и окружающей средой; способности к диалогу с представителями других сословий, наций, культур; понимания и принятия законов гражданского общества; понимания и потребности в принадлежности к национальной культуре; ответственного отношения к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения и т.д.

    По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (предметных кружков) и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.

    Структура организации НОУ

    С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности.

    Высшим органом НОУ является собрание. Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год, принимает эмблему и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.

    В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ – 2 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.

    Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций (предметном кружке), в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились  с тематикой своих научных работ и секцией (предметным кружком), в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.

    Итоговой инстанцией является научно – исследовательская конференция.Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.

    Организация и проведение научно-практической конференции регламентируется следующими материалами:

    1. Приказ«О  проведении научно-исследовательской конференции учащихся».

    2. Приказ «О результатах работы научно-исследовательской конференции учащихся».

    3. Положение о научно-исследовательской конференции.

    4. Программа проведения предметных секций и конференции НОУ.

    5. Рекомендации членам жюри по оценке исследовательских работ учащихся.

    6. Оценочный лист исследовательских работ учащихся.

    7. Рекомендации участникам НОУ по подготовке к публичному выступлению.

    Контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация гимназии.

    В качестве результатов деятельности НОУ могут выступать: овладение учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы, освоение учащимися методов и приемов научного исследования, овладение навыками работы и дополнительными литературными источниками.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie