Ученическое самоуправление – это реальность и необходимость современного общества и одно из условий социализации гимназистов. Одним из направлений воспитательной системы МОУ «Гимназия №1» является ученическое самоуправление. Основной принцип работы основан на взаимодействии учащихся и педагогов, направленное на формирование воспитательного пространства, в котором они могут обрести уверенность в своих возможностях, умения отстаивать собственное мнение и интересы, способность проявлять свою инициативу, активность, самостоятельность и ответственность
Главным ориентиром жизни совместной работы является создание условий для самовыражения и самоутверждения каждой личности и построение отношений дружбы и заботы друг о друге. Четкое распределение функциональных обязанностей между всеми членами педагогического коллектива позволяет эффективно выстраивать модель ученического самоуправления. Администрация и педагоги выступают в роли консультантов по педагогическому обеспечению работы органов ученического самоуправления. Так, директор гимназии регулирует создание правовой базы для ученического самоуправления. Заместитель директора по ВР участвует в разработке концепции и программы развития гимназического самоуправления; консультирование и методическое обеспечение классных руководителей, педагогов, родителей и учащихся по вопросам самоуправления.
Заместители директора по УВР направляют работу отдела науки и образования, гимназического научного общества «Мысль», редакции газеты, привлекают к организации викторин, олимпиад, тематических недель по предметам.
Педагог–организатор направляет работу Совета гимназистов, оказывает практическую помощь классным активам, координирует взаимодействие Совета с общественными организациями города, организует обучение актива.
Классный руководитель изучает, выявляет, находит лидера, оказывает помощь в реализации плана работы, его составлению и проведению КТД. Учитель- предметник консультирует актив при подготовке мероприятий по своему предмету.
Социальный педагог организует работу волонтеров, психолог помогает выявлять лидерские и организаторские качества детей и подростков, консультирует классных руководителей, педагогов, администрацию по проблемам, возникающим в процессе организации самоуправления.
Учитель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры оказывают помощь активу в организации и проведении гимназической спартакиады, соревнований. Оказывают помощь в организации ученического самоуправления и родители. Представители родительского комитета гимназии и классов помогают и участвуют в проведении экскурсий, вечеров, праздников, являются источником профессиональной информации в своей профессии.
В гимназии реализуется модель ученического самоуправления «Союз гимназистов» :
Начальные классы - детская организация "Солнышко"
5- 8 классы - детская организация "Росток"
9-11 классы - Совет гимназистов "Лидер"