МБОУ "Гимназия № 1"
г. Курчатова Курской области
  • Воспитание и социализация обучающихся

    Концептуальные  основы программы воспитательной работы в МБОУ  «Гимназия №1»

     Воспитательная система гимназии охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами гимназии, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.

    Организация воспитательного процесса в МБОУ «Гимназия № 1» закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.

    Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

    Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога.

      Стратегический смысл иЦЕЛЬпрограммы воспитательной работы в МБОУ «Гимназия №1» заключается в создании единого социально - образовательного и воспитательного  пространства  гимназии и микрорайона, главной ценностью которого является  личность каждого ребёнка, а целью – воспитание в нём человека культуры, гражданина, патриота. 

      В рамках программы должны быть решены следующиеЗАДАЧИ:

    1.Создавать условия для творческого индивидуального развития личности каждого ученика через взаимодействие компонентов воспитательного пространства      гимназии (академической, клубной, творческой, оздоровительной сред), расширять сеть дополнительного образования.

    2.На основе сложившихся школьных традиций внедрять новые тематические конкурсы, фестивали, развивающие игры, шире использовать информационные технологии и технологии социального проектирования.

    3.Расширять содержание воспитательного пространства  через социальное партнерство  с общественными, культурными и промышленными кругами  по гражданскому, патриотическому, духовно- нравственному, физическому развитию обучающихся.

    3.Ориентировать  семью, как основную жизненную силу воспитания, на духовно – нравственное воспитание  детей, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. Консолидация и координация деятельности гимназии, семьи и общественности в духовно – нравственном воспитании обучающихся.

    4.Развивать службу социальной защиты обучающихся, обратить особое внимание на профилактическую работу, на профилактику безнадзорности обучающихся, шире привлекать  к деятельности Совета профилактики родительскую общественность.

    5. Активно развивать ученическое самоуправление  через поддержку детских организаций «Росток» и «Солнышко».

    6.  Реализовать эффективное функционирование воспитательных систем классных коллективов, особенно в старших классах в связи с развитием профильного образования.

    7.Создать условия для профессионального творческого роста педагогов, продолжить работу проблемного семинара классных руководителей для освоения всеми педагогами передовых гуманистических технологий.

    В основу реализации целей и задач воспитательной работы положены следующие принципы воспитания:

    1. Принцип социальной активности и мобильности.

    Данный принцип способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений, формирует способности противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение, свою жизненную позицию. Действие, которое совершает гимназист, должно быть им продуманно и осмысленно совершенно ответственно и осознано, а не под давлением взрослого или сверстника. Данный принцип способствует формированию толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести конструктивный диалог.

     2. Принцип мотивированности.

    Данный принцип предполагает создание  в гимназии особой воспитательно- образовательной среды для поддержания и развития каждого ребенка с учетом его задатков, освоение методов и технологий работы, позволяющих повысить мотивированность каждого гимназиста. При этом работа с талантливыми и мотивированными детьми рассматривается в гимназии как одно из приоритетных направлений развития гимназии. От эффективности реализации данного принципа зависит удовлетворенность всех участников учебно-воспитательного процесса (учеников, родителей, педагогов, администрации гимназии) своей деятельностью и рейтинг гимназии в целом.

    3. Принцип индивидуализации и дифференциации.

    Продуманная система воспитания в гимназии максимально учитывает индивидуальные возможности и способности каждого конкретного ребёнка. Данный принцип предполагает повышение образовательной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика. Индивидуализация  и дифференциация является необходимым фактором формирования индивидуальности ученика. Данный принцип требует от педагога знаний и умений  учитывать  в своей деятельности возрастные психологические и индивидуальные способности и особенности обучающихся. Все педагогические воздействия строятся с учетом индивидуально – типологических  особенностей  учащегося как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.

    4. Принцип личностно-ориентированного развивающего образования.

    Данный принцип связан с устремлением педагогического коллектива содействовать развитию  индивидуальности обучающегося, проявлению его субъективных качеств, ставит в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий её развития, реализация её природных потенциалов. Разумно организованная среда обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, саморазвития, самореализации и самоопределения ребенка, создает ситуации успеха, опираясь на сильные стороны и индивидуальность личности ребенка.

     5. Принцип творчества и развития.

    Данный принцип способствует самостоятельному выбору гимназистами форм  участия в учебной  и во внеучебной деятельности, будит любознательность, развивает умение анализировать ситуации, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать их, отстаивать свою точку зрения и принимать решения.

    Зоной ближнего развития для личностного развития ученика становится коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создаёт условия для проявления возможностей и способностей каждого ребёнка ,это, несомненно, приведёт к тому, что ученик начнёт проявлять свою индивидуальность в коллективе.

    6. Принцип гуманизации и гуманитаризации.

    Данный принцип напрямую связан с воспитательным потенциалом всех учебных предметов и системой дополнительного образования гимназии. Он способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует их включению в диалог разных культур, способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества. На основе данного принципа осуществляется становление духовного развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации творческих возможностей личности.

    7. Принцип демократизации.

    Данный принцип способствует открытости воспитательно-образовательной системы гимназии, утверждению в данной системе отношений равноправия, сотрудничества, децентрализации управления, вариативности содержания, форм и методов воспитания и обучения. Демократизация отношений в воспитательно-образовательном процессе означает партнёрство ученика и учителя, их совместную деятельность на творческой основе, в духовном равенстве межличностного общения.

    8. Принцип целостности и системности.

    Данный принцип предполагает построение деятельности гимназии на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного воспитательно-образовательного пространства, учитывающего особенности и возможности учащегося, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам воспитания и образования.

    9. Принцип социализации.

    Данный принцип является стратегической задачей воспитательно-образовательной системы гимназии. Реализация данного принципа способствует внедрению такой воспитательно-образовательной системы, которая позволяет каждому ученику получить запас интеллектуальных и нравственных сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в сегодняшние рыночные отношения, но и достаточных для того, чтобы активно действовать в меняющихся условиях, проявляя заботу об общем благе. Данный принцип способствует взаимодействию гимназистов с различными социальными структурами и институтами. Процесс реализации данного принципа имеет своей целью развитие у гимназистов способностей строить продуктивные отношения с окружающими людьми, овладение посильными для каждого возраста видами деятельности и социальным опытом.

    10. Принцип интеграции общего и дополнительного образования.

    Общее и дополнительное образование в гимназии выступают как равноправные и взаимодополняющие компоненты единой системы и образуют целостное воспитательно-образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Процесс интеграции реализуется через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных программ, включение в образовательные  занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализация проектов по воспитанию и дополнительному образованию. Дополнительное образование в воспитательной системе гимназии – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому ученику «ситуации успеха», содействовать самоопределению личности. Режим работы гимназии устанавливается с учетом продолжительности пребывания детей в гимназии, регламентируется единым расписанием учебных занятий, внеурочной деятельности, самоподготовки и дополнительного образования в соответствии с требованиями СанПиН. У каждого ученика, начиная с первого класса, реализуется индивидуальный образовательный маршрут. Данный принцип предполагает право личности на выбор и одновременно принятие ответственности за свой выбор. Он проявляется в саморазвитии, в самоопределении, в самоактуализации и самореализации личности.

    11. Принцип преемственности и непрерывности.

    Данный принцип является фундаментальной основой организации целостной воспитательно-образовательной системы, начиная с дошкольного образования и вплоть до ВУЗа. Он позволяет, не снижая достигнутого качества образования каждого уровня, достичь максимальной эффективности воспитательно-образовательной системы гимназии.

     12. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.

    Данный принцип предполагает, что вся учебно-воспитательная работа в гимназии оценивается с позиции влияния на психо-физиологическое состояние и здоровье ребёнка. Эффективность реализации данного принципа зависит от: создания в гимназии комфортных условий, способствующих сохранению и укреплению физического, морального и психического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарно - гигиенических норм и безопасности жизнедеятельности; использования в педагогической деятельности личностно ориентированных и разноуровневых программ для  разных категорий детей (одаренных, без признаков одаренности ( обычных), с ослабленным здоровьем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и др.); стимулирования деятельности педагогов по развитию способностей каждого гимназиста и по поддержке одаренных; работы медицинской и психологической служб, деятельности медико-социолого-психолого- педагогического консилиума; совершенствования материально- технической базы гимназии для эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной процесс; создание социально - педагогических условий для расширения спортивно-оздоровительных  и организационно-массовых мероприятии  с участниками воспитательно-образовательного процесса в решениивозможностей.

    Наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу и дополнительное образование.

    За организацию воспитательной работы и работы дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1» несет ответственность заместитель директора по воспитательной работе,  педагог-организатор, МО классных руководителей 1-4 классов, МО классных руководителей 5-11 классов, педагоги дополнительного образования.

    Контроль за организацией воспитательной работы и дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

    •  контроль за документацией;
    •  контроль за наполняемостью и посещаемостью;
    •  тематический контроль;
    •  контроль за выполнением программ.

    Наличие в образовательном учреждении условий для   воспитательной работы с обучающимися.

    Для осуществления  воспитательной работы с обучающимися в  МБОУ «Гимназия №1» созданы комфортные условия. Этому способствует материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Гимназия имеет хорошую материальную базу для решения вопросов воспитания обучающихся и организации дополнительного образования: оснащенные  мультимедийной техникой учебные кабинеты, 2 компьютерных класса, библиотека сбогатым книжным фондом, кабинет психолога, кабинет логопеда, 2 спортивных зала, стадион и новая спортплощадка, построенная по Программе «Газпром- детям»,  актовый зал,  школьный музей.

    Имеются и используются в полной мере для организации внеклассной работы и дополнительного образования следующие помещения гимназии:

    •  Актовый зал, где проводятся общешкольные праздники и мероприятия, репетиции к мероприятиям, занятия танцевальной студии;
    •  Спортивные залы, где проходят спортивные мероприятия, тренировки по баскетболу,  волейболу,  ОФП;
    •  Кабинеты психолога и логопеда, где проходят занятия с детьми, тренинговые мероприятия;
    •  Библиотека, где работает читальный зал , оборудован  компьютером;
    • Музей  боевой славы, являющийся центром музейной педагогики
    • Работают с максимальной нагрузкой.

    Наличие органов ученического самоуправления.

    Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

    Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

    Задачи:

    - осуществление социально-значимых проектов, направленных на позитивные изменения в гимназии и обществе;

    - формирование социальной активности, самостоятельности, гражданской ответственности в социально полезной деятельности;

    - реализация программ профилактики асоциального поведения детей-подростков;

    - формирование демократической культуры отношений между учащимися и между учащимися и взрослыми;

    - подготовка актива обучающихся к управленческой и организационной деятельности;

    - осуществление деятельности, определяющей динамику позитивного развития гимназии;

    - объединение сил для добрых и полезных дел

    В гимназии реализуется модель ученического самоуправления «Совет гимназистов «Лидер» со своей символикой, структурой самоуправления, кодексом чести, чётким распределением обязанностей членов Совета.

    Структура самоуправления МБОУ « ГИМНАЗИЯ №1»:

    •  Общешкольная ученическая конференция  гимназии является высшим органом ученического самоуправления.
    •   Совет гимназистов «Лидер» является представительным органом ученического самоуправления гимназии.
    •  Президент  Совета гимназистов
    •  Совет детской общественной организации «Росток»

    Совет гимназистов образует следующие отделы:

    •  культуры и досуга,
    •  физкультуры и спорта,
    •   дисциплины и порядка,
    •  науки и образования,
    •  труда и заботы,
    •  СМИ.

     Главными стимулами развития личности является поощрение у обучающихся потребности в самореализации и саморазвитии в различных областях. Среди них можно назвать:

    •        Общегимназический   проект « К вершинам достижений», где награждаются все обучающиеся, ставшие призерами и победителями в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня.  В этом проекте  награждаются и лучшие классы в параллелях по результатам игры-соревнования «Лучший класс года» в различных номинациях, лучших спортсменов школы, выбранных по итогам соревнований по различным видам спорта,
    •    творчески одаренные ребята получают возможность реализовать себя на конкурсе «Минута славы», в творческом фестивале «Я вхожу в мир искусств» или в выставках творческих работ, регулярно проводимых у нас в гимназии.
    •      Вручение наград (грамот, ценных подарков) обучающимся.
    •    Организация поощрительных экскурсионных поездок для особо отличившихся  классов.
    •     Отражение результатов на  информстендах и по радио.

    Родители принимают участие в гимназических мероприятиях, Совете гимназии, классных родительских комитетах, участвуют в работе школьной конференции. Ежегодно изучается мнение родителей об организации жизни  гимназии через участие в экспертизе образовательной среды гимназии.

    В МБОУ «Гимназия №1» разработаны документы, регламентирующие воспитательную деятельность:

    •     Устав образовательного учреждения
    •     Комплексная целевая  программа «Я – Гражданин России»
    •     Программа духовно-нравственного воспитания
    •     Программа «Семья»
    •     Программа «Будущее для всех»
    •     Программа «Воспитание культуры здоровья и профилактики вредных привычек»
    •     Программа по антинаркотической пропаганде
    •     Музейно-педагогическая программа «Музей боевой славы»
    •     Программа «Одаренные дети - надежда  России»
    •     Программа ДО «Росток» и ДО «Солнышко»
    •     Программа ЮИДД
    •     Программа «Родительский лекторий»
    •     Программа по физкультурно- массовой и спортивно-оздоровительной работе
    •     Общешкольный план воспитательной работы,
    •     План работы органов самоуправления,
    •     План по организации системы дополнительного образования,
    •     План по организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию,
    •     План по организации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек,
    •      План работы с семьей и общественностью по организации социокультурного пространства школы,
    •     Положение об ученическом самоуправлении,
    •       Положение о школьной форме,
    •      Положение об игре – соревновании «Лучший класс года»
    •       Правила для учащихся,

          Положение о дежурном классе.

         В  гимназии разработаны должностные инструкции классного руководителя, дежурного учителя.

    Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

    Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и среднего  образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

    Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

            воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

            воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

           воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

            воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

            воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

             воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

      Основное содержание воспитания и социализации обучающихся:

    1. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание:

    • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

    • системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

    • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

    • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

    • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

    • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

    • формирование активной жизненной позиции и самосознания гражданина Российской Федерации,

    2 Трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях:

    •  готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
    • • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
    • трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацеленных на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь     
    • формирование адекватных представлений о социально-экономической ситуации в стране,
    • развитие творческого практического мышления, способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

     3. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

    • присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
    •  умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
    •  понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
    •  осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
    • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
    • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
    • оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
    • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
    • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
    • знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
    • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
    • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
    • развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
    • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
    • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
    • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
    • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ
    • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе,

     4. Художественно - эстетическое воспитание:

    •      приобщение детей к эстетическим ценностям,
    •      формирование нравственных принципов и культуры поведения,
    •      развитие художественно-эстетического вкуса,
    •      приобретение навыков культуросообразного взаимодействия с окружающим миром.
    •      эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
    •      представление об искусстве народов России. 

    Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

    Гражданско-патриотическое воспитаниеосуществляется через реализацию  комплексной целевой Программы  «Я – Гражданин России»   и Программы патриотического воспитания средствами музейной педагогики      « Музей боевой славы». Основные традиционные воспитательные события:

    •        Месячник  по военно- патриотическому воспитанию
    •        Уроки Памяти и Мужества,
    •        беседы, встречи с ветеранами, акции «Подарок ветерану», «Подарок воину»,
    •        конкурсы плакатов «Нет войне!», «Служу Отечеству!», боевых листков,
    •       викторины по краеведению (историческая, литературная, экологическая), «Великие люди России»,
    •        спортивно-военнизированнный конкурс « А ну-ка, парни!»,
    •        конкурс инсценированной патриотической песни, смотр – конкурс строя и песни,
    •        военно-спортивная игра «Зарница».
    •        Недели воинской славы, посвященные  великим историческим битвам,Дню Победы.
    •        приѐмы ветеранов, встречи, беседы с ветеранами Совета ветеранов ВОВ,
    •        неделя правовых знаний,
    •        научно- исследовательская деятельность, по итогам которой проводится краеведческая конференция, пополняются материалы военно – исторического школьного музея.
    •        Музей боевой славы 11-го гвардейского, Прикарпатско-    Берлинского, Краснознаменного и ордена Суворова     танкового корпуса является мощным центром патриотического воспитания обучающихся

    Духовно-нравственное воспитание обучающихся МБОУ « Гимназия№1» по  Программе по духовно-нравственному воспитанию  позволяет объединить проводимые в гимназии социально значимые дела с духовно – нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Она способствует передаче детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для  Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно – нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

    Формы работы с обучающимися в процессе реализации Программы

    •        Факультативные и кружковые занятия, классные часы, беседы нравственного и духовно – нравственного содержания.
    •        Все виды творческой художественной деятельности детей.
    •        Проведение совместных праздников.
    •       Просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
    •        Экскурсии по святым местам Курского края и России.
    •       Благотворительные акции и проекты.
    •       Традиционные  творческие праздники и вечера.
    •        Тематические недели «Славы России»,  православная неделя             
    •        Тематические выставки ( в том числе совместно с родителями).
    •       Встречи с представителями православной церкви.

    Формы работы с родителями обучающихся в процессе реализации Программы

    •        Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
    •        Лекторий для родителей.
    •        Дни открытых дверей.
    •        Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, тематические семинары, собеседования ).
    •        Индивидуальные консультации специалистов.
    •        Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье.
    •        Ведение социального паспорта класса и гимназии.
    •        Проведение совместных праздников, спортивных мероприятий, конкурсов, выставок, именин.
    •       Проектная деятельность.
    •        Профориентационная  деятельность.
    •        Совместные экскурсии и путешествия.

          Воспитание экологической культуры, формирование навыков здорового образа жизни, укрепление и развитие физического, психического, социального здоровья обучающихся и пропаганда здорового образа жизни осуществляется через реализацию спортивного направления. На базе  гимназии  создан спортивный клуб «Чемпион», работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, ОФП. Команда  по русской лапте, футболу, волейболу традиционно сильнейшая в городе. Взаимодействие учителей физвоспитания с преподавателями спортшкол, имеющих на базе  гимназии секции, позволяет развивать детей физически.

    Традиционные мероприятия этого направления на уровне гимназии:

    «Спорт - альтернатива вредным привычкам»,

    -соревнования  совместно с родителями ,

    -соревнования школьной спартакиады по многим видам спорта, «Президентские игры», по результатам которых проходит

    -конкурс «Самый спортивный класс», «Весѐлые страты», Дни здоровья.

    Формирование здорового образа жизни, кроме пропаганды физической культуры и спорта, представлено циклом классных часов, бесед, направленных на изучение и принятие основ питания, режима дня, здоровых привычек (ценность здоровье). Активно в этой работе принимают участие классные руководители, социальный педагог, сами ребята. Они реализуют подпрограмму « Воспитание культуры здоровья», профилактические программы, проводят беседы по профилактике инфекционных заболеваний, вредных привычек. Ведѐтся профилактика употребления ПАВ (согласно программам « Твой выбор», ««Будущее для всех».

    Социально – педагогическое направление своими главными задачами считает углубление «адресного» воспитания, индивидуализацию воспитательного процесса, поддержку учащихся в кризисных ситуациях, профилактику девиантного поведения, демократизацию школьной жизни через вовлечение учащихся в процесс управления и самодеятельности воспитательного пространства. В рамках этого направления реализуются следующие воспитательные программы: «Программа «Воспитание культуры здоровья и профилактики вредных привычек» Программа по антинаркотической пропаганде. В гимназии работает Совет  по профилактике правонарушений.

    Цель: создание социально - педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, профилактика девиантного поведения, поддержка преодоление кризисных ситуаций у обучающихся, включает работу с учащимися группы риска.

    Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

    Участие в олимпиадах по учебным предметам

     «Недели науки»

     Конкурс научно-фантастических проектов

     Вечер неразгаданных тайн.

     Экскурсии на промышленные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, Центр занятости населения (знакомство с различными видами труда, с различными профессиями)

     Конкурс слайд-презентаций «Профессия моих родителей»

    Тематические классные часы: «Мой труд каждый день дома», «Трудом славен человек», «Труд – основа жизни» и т. д.

     Устный журнал «Все работы хороши…»

    Тренинг «Могу, хочу, надо при выборе профессии»

    Ролевые игры «Труд – залог успеха», «Прием на работу»

    Посещение дней открытых дверей ВУЗов, ССУЗов

     Деловая игра «Мир профессии»

      КТД «Ярмарка труда»

     День дублера      

    Час психолога «Советы по профессиональному самовоспитанию»

     Заочное путешествие «Город мастеров»

    Участие в волонтерском движении (посадка и ухаживание  за саженцами)

     Операция «Уют»

     Участие в городском конкурсе социально-значимых проектов   

    Школьный социальный проект « Весенняя неделя добра»

    Художественно-эстетическое воспитание также является приоритетным в воспитательном пространстве  гимназии. Раскрытие творческого потенциала каждого ученика, развитие творческого мировоззрения посредством творческого мышления – вот главные цели реализации программ дополнительного образования, реализацию которых осуществляется  также в совместной деятельности с УДО города, с культурными учреждениями и общественными организациями, а также через включение ребенка в различные детские объединения.

    -организация и проведение фольклорных праздников, основанных на русских народных традициях: «Осенины», «Рождественский забавы», «Широкая Масленица», «Встреча весны»,  « Пасха», «Троица» и др.;

    - посещение и участие в конкурсах и фестивалях исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарках, фестивалях народного творчества, тематических выставках, мастер-классах мастеров народного творчества;

    -организация и проведение традиционных внутришкольных праздников и коллективно-творческих дел: торжественные линейки, День Учителя, День открытых дверей,  День Матери, «Праздник первоклассника», «Прощание с Букварем», Вечер встречи выпускников и др.;

    - системная работа музыкальных гостиных, салонов искусств, проведение школьных конкурсов исполнительского мастерства,

    -осуществление учебно-исследовательской деятельность школьников художественно-эстетической направленности, создание творческих проектов в рамках деятельности научного общества обучающихся « Мысль»;

    -организация и проведение предметно-методических недель художественно-эстетического цикла.

     Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

    По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и среднего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

    • знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

    • системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

    • представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

    • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

    • уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

    • знание национальных героев и важнейших событий истории России;

    • знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

    Воспитание социальной ответственности и компетентности:

    • позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

    • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

    • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

    • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

    • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

    • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

    • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

    • умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

    • ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

    Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

    • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

    • чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

    • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

    • уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

    • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

    • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

    • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

    • готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

    • готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

    • потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

    • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

    • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

    • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.

    • понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

    Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

    • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

    • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

    • начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

    • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

    • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

    • знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

    • знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

    • знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

    • знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

    • умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

    • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

    • умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

    • умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

    • знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

    • формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

    • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

    • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

    • отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

    • умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

    • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

    • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

    • умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

    • проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

    • формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

    • овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

    • опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

    Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

    • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

    • понимание нравственных основ образования;

    • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

    • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

    • самоопределение в области своих познавательных интересов;

    • умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

    • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

    • понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

    • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

    • знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

    • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

    • начальный опыт участия в общественно значимых делах;

    • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

    • знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

    • сформированность профессиональных намерений и интересов;

    • общие представления о трудовом законодательстве.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

    • ценностное отношение к прекрасному;

    • понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

    • способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

    • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

    • представление об искусстве народов России;

    • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

    • интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

    • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

    • опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

    Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

    Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

    В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

    1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

    2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

    3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

    Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

    Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

    Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

    • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

    • интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

    • беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

    Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

    • включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

    • узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

    Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

    В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

    Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

    1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

    2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

    3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie